Семья и ДОУ
09.12.2021Что такое для человека семья?
Это в первую очередь дом, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. А любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Что такое семейные ценности?
Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.
Члены семьи становятся близкими друг для друга, когда они ощущают чувство поддержки и заботы от своего партнера. Никакой союз невозможен без уважения и взаимопонимания партнеров. Так, взаимоотношения между супругами и между родителями и детьми достигают высокого уровня развития только при условии, когда каждая сторона понимает чувства, стремления и интересы другой. Честность и искренность являются залогом чистоты и прозрачности отношений между партнерами. Это касается обеих систем: муж – жена и родители – дети. Эти качества при своей максимальной выраженности порождают другой неотъемлемый атрибут счастливого дома – доверие. Доверие невозможно купить, ни за какие деньги, его можно с трудом заслужить и очень легко потерять.
Традиционные семейные ценности такие как: вера, верность, любовь, брак, уважение, доверие, взаимопомощь, доброта, понимание, святость материнства и продолжение рода – это далеко не полный, но основной список и современных семейных ценностей.
Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.
Именно родители формируют детскую картину мира, то, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом — целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ребенку бесконечным праздником, увлекательным путешествием или скучной, неблагодарной и тяжелым трудом.
Стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга. Если большинство привычных семейных ритуалов будут нести не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепит в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или — пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве — чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в ДОУ создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.
Сегодня популярными формами работы с семьёй являются:
- Дни открытых дверей
- Беседы индивидуальные и групповые. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится т.о., чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
- Консультации. Формы проведения консультаций различны.
- Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Для них целесообразно проводить семинары-практикумы.
- Родительские собрания проводятся групповые и общие.
- Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
- Смотры-конкурсы.
Наглядно-информационные формы организации общения:
- Слайд-фильмы, презентации
- Создание видеороликов
- Выставки детских работ
- Фотовыставки
- Стенгазеты
- Памятки
- Информационные стенды
- Папки – передвижки
- Информация на сайте ДОУ, в социальных сетях;
В настоящее время работники ДОУ находят новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Традиционными остаются в ДОУ выставки семейного творчества
Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например:
- «Дары осени»;
- «Чудеса с грядки»;
- «Новогодняя сказка»
- «Зимние фантазии»
- «Пасхальное чудо»
Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год наш коллектив не перестаёт удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.
Мастерские добрых дел (кормушки своими руками, подари книге новую жизнь)
Участие в различных акциях (собери макулатуру, веломарш Победы)
Совместные походы и экскурсии. В организации таких мероприятий у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Дети обогащенные новыми впечатлениями о природе, насекомых, о своем крае, на занятиях увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Они активно участвуют в работе, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками. Мини-музей вызывает массу положительных эмоций в детских душах. Совместная работа детей, родителей и педагогов обогащает знаниями всех участников, формирует интерес и доброжелательное отношение к домашним животным, воспитывает эмоциональную отзывчивость при общении с ними.
Используем дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей для группы и ДОУ, позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Уборка территории ДОУ, озеленение участков, ремонт книг.
Данные формы использовались и раньше. Однако, сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении.
Проведенная нами работа способствует:
- Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
- Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
- Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
- Дети получают необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях;
- Происходит обмен опытом семейного воспитания;
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена наша работа, — усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
Задайте вопрос или оставьте отзыв